Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
01.08.2025
08:28
Сайт бронетехники
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [0]
Танки СССР [13]
Танки Германии [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 144
Главная » Статьи » Танки СССР

Первый Советский тяжёлый танк Т-35

Первый среди Советских.
ТТХ:
Т-35
Классификация:тяжёлый танк
Боевая масса, т:50
Компоновочная схема:пятибашенная, классическая
Экипаж, чел.:10
История:
Годы производства:1932—1939
Год(ы) эксплуатации:1932—1941
Количество выпущенных, шт:61+2 прототипа
Основные операторы: 
Размеры:
Длина корпуса, мм:9720
Ширина корпуса, мм:3200
Высота, мм:3430
Клиренс, мм:530
Бронирование:
Тип брони:катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град.:50
Лоб корпуса (середина), мм/град.:20
Лоб корпуса (низ), мм/град.:20
Борт корпуса (верх), мм/град.:20
Борт корпуса (низ), мм/град.:20+10
Корма корпуса, мм/град.:20
Днище, мм:10—20
Крыша корпуса, мм:10
Лоб башни, мм/град.:20
Борт башни, мм/град.:20
Корма башни, мм/град.:20
Крыша башни, мм:10-15
Вооружение:
Калибр и марка пушек:76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 гг.;
2 × 45-мм 20К
Тип пушки:нарезная
Длина ствола, калибров:16,5 для 76-мм;
46 для 45-мм
Боекомплект пушки:96 × 76,2-мм;
226 × 45-мм
Углы ВН, град.:−5…+25 для 76-мм;
−6…+22 для 45-мм
Углы ГН, град.:360 для КТ-28; 215 для 20К
Пулемёты:5—7 × 7,62-мм ДТ
Подвижность:
Тип двигателя:V-образный 12-цилиндровый четырехтактный карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Л
Мощность двигателя, л.с.:500 на 1445 об/мин.
Скорость по шоссе, км/ч:28,9
Скорость по пересеченной местности, км/ч:14
Запас хода по шоссе, км:100
Запас хода по пересеченной местности, км:80-90
Удельная мощность, л.с./т:10
Тип подвески:сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах
Ширина гусеницы, мм:526
Удельное давление на грунт, кг/см:0,78
Преодолеваемый подъём, град.:20
Преодолеваемая стенка, м:1,2
Ширина преодолеваемого рва, м:3,5
Преодолеваемый брод, м:1


T-35 —первый советский тяжёлый танк.Единственный в мире серийный пятибашенный танк, выпускавшийся с 1932года(в 1932—1939 гг. была выпущена 61 серийная машина). Самый мощный танк Красной армии 1930-1940-х годов. До 1941 года в боях не участвовал, но часто использовался в военных парадах, являясь зримым воплощением военной мощи СССР. Т-35 принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной Войны, однако очень быстро были потеряны, причём в основном из-за неисправностей.

Разработка и серийное производство:

Работы по созданию тяжелого танка начались в СССР еще в конце 1920-х годов, однако отсутствие у советских конструкторов необходимого опыта в области танкостроения не позволяло создать полноценную боевую машину. Выходом из ситуации стало приглашение немецких инженеров конструкторов во главе с Эдвардом Гротте, которые в 1930 году приехали в СССР и совместно с молодыми советскими инженерами занялись проектированием тяжелого танка. И хотя созданный под руководством Гротте танк ТГ не пошел в серию, советские конструкторы получили поистине бесценный опыт, который позволил приступить к проектированию собственных тяжелых боевых машин.

После прекращения работ над ТГ конструкторское бюро, в состав которого входили возглавляемые Н.В.Барыковым советские инженеры, работавшие с Гротте, занялось разработкой собственного тяжелого танка. В задании от Управления механизации и моторизации (УММ) РККА говорилось: "К 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ". При проектировании Т-35 конструкторы опирались на полуторалетний опыт работы над ТГ, а также результаты испытаний немецких танков "Гросстрактор" на полигоне под Казанью и материалы комиссии по закупке перспективной бронетехники в Великобритании.

Сборка первого прототипа, получившего обозначение Т-35-1, была окончена 20 августа 1932 года и уже 1 сентября танк был показан представителям УММ РККА. Масса танка составляла 42 т, броня — 30—40 мм, вооружение включало одну 76-мм и две 37-мм пушки (на Т-35-1 вместо 76-мм пушки стоял макет), а также три пулемета; экипаж — 10—11 человек. Длина 9,72 м. Ширина 3,20 м. Высота 3,43 м. Запас хода по шоссе 150 км. Двигатель М-17 мощностью 500 л. с. позволял танку развивать максимальную скорость 28 км/ч. Удельное давление на грунт не превышало 0,7 кг/см2. Опорные катки были сгруппированы попарно в три тележки на борт. Верх главной башни — округлой формы.

На испытаниях осенью 1932 года Т-35-1 показал неплохие результаты и в принципе удовлетворял военных, но был отмечен ряд недостатков в силовой установке машины. Кроме того, конструкция трансмиссии и пневматических приводов управления была слишком сложной и дорогой для массового производства танка. Конструкторам было предложено доработать проект по указанным направлениям, усилить вооружение и провести унификацию ряда деталей (в частности, главных башен) со средним танком Т-28.

В феврале 1933 года танковое производство завода "Большевик" было выделено в отдельный завод №147 им. К.Е.Ворошилова, а КБ Барыкова переформировано в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО), который и занялся доработкой Т-35-1.

Второй образец, обозначенный как Т-35-2, собрали в апреле 1933 года, а 1 мая он уже участвовал в параде на площади Урицкого (бывшей Дворцовой) в Ленинграде. От Т-35-1 танк отличался, помимо главной башни, установкой другого двигателя, измененной формой фальшборта и рядом других мелких отличий.

Параллельно в том же КБ велась разработка чертежей танка Т-35А для серийного производства. Т-35А значительно отличался и от Т-35-2, и от Т-35-1. Он имел удлиненную на одну тележку ходовую часть, малые пулеметные башни другой конструкции, средние башни увеличенной формы с 45-мм пушками 20К, измененную форму корпуса и т.д. Все это вызвало ряд трудностей при изготовлении, так как Т-35А являлся, по существу, совершенно новой машиной.

Серийное изготовление Т-35 поручили Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна. Работа по улучшению танка начата в 1932 году под руководством Н. В. Цейца, 11 августа 1933 года Т-35 принят на вооружение и с 1934 начал поступать в армию.

В 1933 году были выпущены 2 серийных образца, а в 1934 приступили к мелкосерийному производству. Выпуск по годам:
-1932-0(не считая опытные образцы)
-1933 -2 шт.
-1934 -0шт.
-1935 -7 шт.
-1936 -15 шт.
-1937 -10 шт.
-1938 -1шт
-1939 -6 шт.

Всего за период 19321939 гг. выпущена 61 серийная машина и 2 прототипа.

В процессе производства в конструкцию танка неоднократно вносились изменения. В 1937 году увеличили толщину верхнего и нижнего лобовых и бортовых листов, брони кормы и башен с 20 до 23 мм; мощность двигателя повысили до 580 л.с., масса танка возросла до 52 т, а затем до 55 т. Число членов экипажа колебалось от 11 до 9 человек. Последняя партия из шести машин, выпущенных в 1938—1939 годах, имела башни конической формы, измененную конструкцию бортовых экранов, улучшенные уплотнения корпуса. Были также усилены элементы подвески. 

Конструкция танка:

Т-35 представлял из себя тяжёлый танк классической компоновки, пятибашенный, с двухярусным расположением пушечно-пулеметного вооружения и противопульным бронированием.

Корпус:

Корпус танка — коробчатой формы, сложной конфигурации, сварной и частично клепаный, из броневых листов толщиной 20 и 30 мм.

Вооружение:

Вооружение танка Т-35 располагалось в пяти башнях, расположенных в два яруса. В центральной башне устанавливалась 76,2-мм пушка КТ-28 обр. 1927/1932 годов (планировалась ПС-3), представлявшая собой танковый вариант полковой пушки образца 1927 года. Длина ствола — 16,5 калибра, начальная скорость снаряда — 381 м/с. Прицельные приспособления — танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года. Справа от пушки в независимой шаровой установке имелся пулемёт ДТ. В нише башни имелась щель для бугельной установки еще одного пулемета ДТ, закрываемая бронезаслонкой (на ряде танков кормовой пулемет устанавливался в стандартной шаровой установке). Кроме того, на круглом люке башни при помощи турельной установки мог устанавливаться еще один пулемет ДТ, предназначенный для стрельбы по воздушным целям.

Две 45-мм пушки 20К образца 1932 года, обеспечивающие начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с, устанавливались в двух малых пушечных башнях, расположенных по диагонали (впереди-справа и сзади-слева). Пушки были закреплены в подвижных бронировках на цапфах и имели спаренные пулеметы ДТ. По одному пулемету ДТ устанавливалось в пулеметных башнях, также расположенных по диагонали (впереди-слева и сзади-справа).

Боекомплект: 96 выстрелов к 76-мм пушке, 220 — к 45-мм пушкам и 10000 патронов к пулеметам.

Таким образом, вооружение Т-35 было примерно эквивалентно одному среднему танку Т-28 и двум лёгким танкам Т-26.

Двигатель и трансмиссия:

Карбюраторный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель М-17 жидкостного охлаждения, установленный в задней части корпуса, развивал мощность 500 л. с. при 1450 об/мин и позволял танку двигаться с максимальной скоростью 30 км/ч, а на местности — порядка 12 км/ч. Топливные баки емкостью 910 л обеспечивали запас хода по шоссе до 150 км. Двигатель соединялся через главный фрикцион с механической пятискоростной коробкой передач. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы с ленточными тормозами.

Ходовая часть:
 
Подвеска:

Гусеничный движитель состоял из восьми (на каждую сторону) обрезиненных опорных катков малого диаметра, шести поддерживающих катков с резиновыми шинами, направляющих колес с винтовым механизмом натяжения гусениц, ведущих задних колес со съемными зубчатыми венцами и мелкозвенчатых гусеничных цепей со скелетообразными траками и открытым шарниром. Траки соединялись пальцами, стопорящимися с помощью шплинтов. Между направляющими колесами и передними опорными катками были установлены натяжные ролики, предотвращавшие прогибы передних ветвей гусениц при преодолении вертикальных препятствий.

Подвеска — блокированная, по два катка в тележке; подрессоривание — двумя спиральными пружинами. Ходовая часть закрыта 10-мм броневыми экранами. Танк преодолевал подъемы крутизной до 36°, рвы шириной до 3,5 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м, брод глубиной 1,2 м. Удельное давление на грунт составляло 0,78 кг/см2. В то же время большое значение отношения длины танка к его ширине (больше 3) неблагоприятно сказывалось на его маневренности.

Электрооборудование:

На танке имелась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной вокруг главной башни, телефонное переговорное устройство на семь абонентов и система дымопуска. Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме, напряжение сети — 12 В.
 
Размещение экипажа:

В процессе производства танка Т-35 число членов экипажа колебалось от 11 до 9 человек, в зависимости от конструкции конкретной серии. Чаще всего размещение экипажа выглядело следующим образом.
В главной — верхней — башне, унифицированной с башней танка Т-28, находились три члена экипажа: командир танка (он же наводчик), пулеметчик, и сзади — радист (он же заряжающий). В двух башнях с 45-мм пушками размещаются по два члена экипажа — наводчик и пулеметчик, в пулеметных башнях — по одному стрелку. Главная башня отгораживалась от остальной части боевого отделения перегородкой. Передние и задние башни попарно сообщались между собой. В передней части корпуса между гусеницами находилось отделение управления — там размещался механик-водитель (из-за сильно выступающих вперед ветвей гусениц он имел очень ограниченный обзор, и зачастую машину приходилось вести едва ли не вслепую).

Техника, созданная на базе Т-35:
 
СУ-14 с 203-мм гаубицей Б-4:

База Т-35 была использована при создании экспериментальной тяжёлой самоходной артиллерийской установки (САУ) СУ-14. Вместо башен на танк устанавливалась смещенная к корме танка просторная рубка, в которой размещалось 152-мм или 203-мм орудие. Обе самоходки были построены в единственном экземпляре и не были приняты на вооружение. Во время битвы за Москву зимой 1941 года, вместе с Т-100-У эти машины были сведены в отдельную тяжелую роту самоходных артиллерийских установок и отправлены на фронт. Данные о боевом применении САУ не обнаружены, но, так или иначе, СУ-14 сохранилась до наших дней и экспонируется в музее бронетанковой техники в Кубинке.

Служба и боевое применение:

В начальный период производства Т-35 соответствовал оперативно-техническим требованиям, предъявляемым к тяжелым танкам Красной Армии. Кроме того, по своей огневой мощи Т-35 был самым сильным танком мира. Три пушки и пять пулеметов, расположенные в пяти вращающихся башнях, обеспечивали массированный круговой огонь одновременно во всех направлениях, что для борьбы с пехотой в глубине обороны противника давало (в теории) определенные преимущества. Однако это потребовало увеличения экипажа, привело к усложнению конструкции. Тягово-динамические качества машины были явно недостаточны, особенно при повороте. Все это не позволяло выполнять в полной мере задачи, стоящие перед тяжелым танком. Наличие большого количества башен привело к тому, что командир не мог эффективно управлять огнём. Слабое бронирование делало танк уязвимым для артиллерии, а из-за огромных размеров и низкой подвижности танк представлял собой прекрасную мишень.

Было ясно, что требуется новая концепция тяжёлого танка. В рамках этой новой концепции были созданы экспериментальные танки СМК, Т-100 и КВ. Последний стал родоначальником первой в СССР удачной серии тяжёлых танков.

Таким образом, к 1941 году Т-35 полностью морально устарели, однако с вооружения сняты не были. На 22 июня 1941 года в РККА числилось 48 танков Т-35, состоявших на вооружении 67-го и 68-го танковых полков 34-й танковой дивизии Киевского ОВО. Остальные находились в распоряжении военных учебных заведений и испытательных полигонов. Все Т-35, имевшиеся в распоряжении 34-й тд, к началу войны находились в районе Равы-Русской и были потеряны в первые дни боёв. При этом лишь 7 машин были потеряны непосредственно в бою, 6 на момент начала войны были в ремонте, а другие 35 выбыли из строя в результате неисправностей, сломались на марше и были брошены или уничтожены экипажами. Последнее применение танков Т-35 (2 машины) отмечено во время битвы под Москвой. Интересно, что сохранилось множество фотографий брошенных Т-35, сделаных немцами — танкисты панцерваффе и простые солдаты обожали фотографироваться на фоне «чуда враждебной техники».

В первые недели войны один Т-35, полностью исправный и оставленный, видимо, из-за нехватки топлива, был отправлен немецким командованием на танковый полигон в Куммерсдорфе, где был тщательно изучен немецкими инженерами. При этом немцы отмечали, что с транспортировкой машины возникли пролемы — танк не вписывался в железнодорожный габарит, а переключение рычагов было невероятно тяжелым и изнурительным делом. Дальнейшая судьба этого танка неизвестна. Красивая легенда о том, что в апреле 1945 года он использовался немцами при обороне Зееловских высот и погиб в бою, не имеет подтверждений.

Т-35 как символ мощи РККА:

Как уже говорилось, вплоть до начала Великой Отечественной войны Т-35 не принимали участия в боевых действиях. Периодически Т-35 использовались в войсковых маневрах, однако главным "полем боя" этих машин стали площади Москвы и Киева. Танки Т-35 воистину стали зримым воплощением силы РККА. Начиная с 1933 года и вплоть до начала Великой Отечественной войны Т-35 участвовали во всех парадах в Москве и Киеве. Правда, число таков, принимавших участие в параде, было достаточно невелико. Например, 7 ноября 1940 года на парады вывели всего 20 машин (по 10 в Москве и Киеве).

Кроме того, танки Т-35 изображены на ряде агитационных плакатов. Интересно, что изображение Т-35 присутствует даже на плакате 1943 года. В это время в войсках уже давно не осталось ни одного Т-35, однако ощетинившийся пушками «сухопутный броненосец» продолжал выполнять свою пропагандистскую функцию, по-прежнему олицетворяя собой мощь Красной Армии.

Кроме того, упрощенное изображение Т-35 было использовано в оформлении медали "За отвагу"

Оценка машины:

Несомненно, с момента своего создания и вплоть до Великой Отечественной войны по огневой мощи танк Т-35 превосходил все мировые танки. Комбинация из трех орудий и пяти-семи стрелявших во все стороны пулеметов позволяла создать вокруг машины настоящее море огня. Но вместе с тем многобашенная компоновка, апогеем которой стал Т-35, делала танк малопригодным к ведению реальных боевых действий.

Командир физически не мог управлять огнем пяти башен, и в бою танк действовал неэффективно. Громоздкая конструкция боевого отделения повлекла за собой увеличение габаритов танка, сделав его прекрасной мишенью и одновременно лишив какого бы то ни было запаса на усиление бронирования. Но даже с противопульной броней "сухопутный линкор" весил полсотни тонн, заставляя двигатель работать на пределе своих возможностей, и даже на этом пределе М-17Т не мог разогнать машину до приемлемой скорости: скорость перемещения танка в бою обычно не превышала 8-10 км/ч. В комбинации с огромными размерами и слабой броней это еще больше повышало уязвимость танка.

Впрочем, частям Вермахта практически не довелось испытать на себе огневую мощь Т-35 — вместо немецких танков главным врагом "тридцать пятых" были их же технические дефекты и общая ненадежность — результат всех перечисленных выше недостатков. Длительный марш, который пришлось совершить 34-й танковой дивизии, был для Т-35 смертелен.

Оправданием может служить тот факт, что ни разу за все время своего существования танки Т-35 не использовались по их прямому назначению — поддержке пехоты при прорыве укрепленных линий противника. Возможно, в такой обстановке Т-35 был бы более эффективен, но летом 1941 года 34-й дивизии до каких-либо штурмов было слишком далеко. А до окружения и гибели — слишком близко.

Сохранившиеся экземпляры:
 
Единственный сохранившийся экземпляр Т-35 в танковом музее в Кубинке.

К счастью, один экземпляр танка Т-35, находившийся в Казанском танковом училище и не принимавший участия в боевых действиях, все же сохранился до наших дней и экспонируется сейчас в бронетанковом музее в Кубинке.

Категория: Танки СССР | Добавил: vovgermanussr (04.11.2008)
Просмотров: 4643 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 Antoniovfy  
0
Приветствую Вас друзья!
http://662.com.tw/viewthread.php?tid=945238&extra=
http://foro.planetariosdelsur.com/viewtopic.php?f=15&t=24784&p=387788#p387788
http://www.ts-gaminggroup.com/showthread.php?1153-How-to-create-a-new-topic-at-ts-gaminggroup-com&p=503511&posted=1#post503511
http://w.darkagewars.com/forums/showthread.php?p=1504192#post1504192
http://24tov.com.ua/forum/viewtopic.php?f=4&t=100963
Предлагаем Вашему вниманию высококачественные профессиональные плёнки. Наша организация работает 15 лет на рынке этой продукции в Беларуси. Бизнес-центры, магазины, офисы, частные и жилые дома — за время своего существования на строительном рынке Беларуси компания «Защитные пленки» зарекомендовала себя как серьезная и профессиональная команда специалистов, готовых помочь своим заказчикам в реализации проектов любой сложности. Когда у вас на службе уникальные технологии комфорта, надежности и энергосбережения, все идеи легко воплотить в жизнь! При неправильном выборе партнера вы рискуете не только потерять деньги, затраченные на выполнение заказа, но и потратить время и средства на повторное изготовление стеклопакетов!Профессиональное нанесение оконных пленок на стекло и изготовление качественного противоударного стекла — это очень скрупулезная работа, требующая хорошего знания свойств пленок, многолетнего опыта работы специалистов, а также учета происходящих физических процессов при оклейке стекла.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

На сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz